Обратная связь

Ваше сообщение будет направлено представителю управляющей организации. Сотрудник организации свяжется с вами в случае необходимости для уточнения данных, описанных в сообщении.

Введите текст на картинке
Введите текст на картинке
обновить текст

Тарифы преодолели психологическую отметку

За что и почему будут платить потребители «Калининградтеплосети» в 2016 году.

Оплата услуг, которые предоставляет жителям областного центра муниципальное предприятие «Калининградтеплосеть», на протяжении многих лет является наиболее значительным компонентом в общем счёте за жилищно-коммунальные услуги. Являясь гарантирующим поставщиком, КТС обеспечивает население (через посредников в виде управляющих компаний или напрямую) отоплением, централизованным горячим водоснабжением. Отдельно учитывается услуга по водоподогреву для инженерных систем многоквартирного дома и отопление общедомового имущества — то, что в обычной жизни мы называем «отопление подъезда». В 2016 году фактическая плата потребителей за каждую из этих услуг заметно вырастет, благодаря совокупности решений федеральных, областных и местных инстанций: от Министерства ЖКХ и строительства России до городского Совета депутатов Калининграда.


Только факты

Тарифы, на основании которых исчислялся размер платы за отопление в декабре, были утверждены Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. Заседание правления по вопросам «Калининградтеплосети» проходило 20 декабря 2015 года, в воскресенье. На повестке дня были не только традиционные вопросы тарифного регулирования на грядущий год, но и пересмотр тарифов на ещё не закончившийся 2015-й год.

Изменение затронуло услугу по отоплению в период с 25 по 31 декабря — последние 5 дней 2015 года. Стоимость одной гигакалории для населения была фактически увеличена с 1881 руб. 64 коп. до 2000 руб. 10 коп. Как говорится, тариф преодолел психологическую отметку. Как следствие, в счёте-квитанции за декабрь потребители услуг от КТС увидят положенную к оплате сумм
у, отличающуюся от ноябрьской.

Не будет производиться перерасчёт только для тех калининградцев, в домах и квартирах которых установлены приборы учёта, и сумма к оплате начисляется на основании их показаний. Впрочем, для них тариф остается точно таким же — повышенным с 25 декабря.

А в феврале, несмотря на то что с 1 января уровень тарифа на отопление не изменится, платить за январское отопление придется ещё больше. В декабрьской цене количество дней, которые должны быть оплачены по повышенному тарифу, было небольшим, а на период с 1 по 25 декабря был актуален ещё «летний» тариф 2015 года. А вот январь с его 31 днём заставит горожан в полной мере ощутить на себе повышение в 6,3 %. И не только его.

С 1 января к нормативам потребления коммунальных услуг будет применён повышающий коэффициент. Они коснутся тех домов, в которых жильцы не установили общедомовые приборы учёта тепловой энергии. Эти нормативы уже увеличивались осенью 2015 года на 20 %. В январе они вырастут ещё на 20 %. 

 

Если в вашем доме не установлен общедомовой счетчик тепловой энергии, или он вышел из строя, или не прошёл проверку, готовьтесь к росту платы. Кстати, с 1 июля 2016 года коэффициент на этот норматив ещё больше увеличат — до 1,5.

Этот рост не коснётся жильцов тех домов, для которых их управляющая организация или непосредственно «Калининградтеплосеть» составила акт об отсутствии технической возможности установки приборов учёта.

При этом калининградский норматив на отопление квадратного метра жилых и нежилых помещений в многоэтажных домах, построенных до 1999 года, составляет 0,02 Гкал/кв. м в месяц.

Параллельно служба Кирилла Юткина изменила и тариф на централизованное горячее водоснабжение. Для последних пяти дней года и на первое полугодие 2016 года он, благодаря этому решению, составил 145 руб. 41 коп./ м куб. Для сравнения — «летний тариф» 2015 года составлял 137 руб. 91 коп., а с 1 июля 2016 года он повысится до 158 руб.17 коп. за куб. м.

 

Цена ошибки

Во втором полугодии тарифы на отопление и горячую воду привычно «скакнут». Привычно — потому что в России действует такая практика, когда тарифы изменяются только раз в году. Это правило работает с 2012 года, но в ряде случаев из него делаются исключения, что и показывает опыт взаимодействия «Калининградтеплосети» и областной службы по тарифам.

Как поясняют в руководстве КТС, тариф на услугу предприятия может меняться чаще, чем раз в год, если на то есть решение суда или Федеральной службы по регулированию тарифов. Декабрьское повышение — это следствие как раз такого решения ФСТ. Ещё в июне прошлого года федеральная служба обязала региональные власти устранить ошибку, которую допустила областная служба по тарифам, назначая тариф на 2015 год. Речь шла о том, что ведомство Кирилла Юткина слишком строго подошло к оценке заявленных предприятием экономически обоснованных плановых расходов на 2015 год и занизило их, а также завысило показатели полезного отпуска теплоэнергии. 
С одной стороны, чисто технически это привело к «сдерживанию» роста тарифа на тепло для населения на большую часть года. С другой — решение службы Юткина в итоге оказалось ошибочным, и ФСТ признала, что Калининградская область должна исправить ситуацию. А именно компенсировать «Калининградтеплосети» выпадающие доходы в размере 135 млн руб. и дополнительно учесть как экономически обоснованные расходы в размере чуть менее трети миллиарда рублей. 135 млн руб. областное правительствовыделило КТС в виде субсидии. Исполнение второй части приказа служба решила «растянуть» на 3 года.

«Учитывая уровень предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Калининградской области на 2015–2016 годы, исполнение данного приказа возможно только при дополнительном учёте части из указанных экономически обоснованных расходов в необходимой валовой выручке предприятия на 2015 год», — сообщил Кирилл Юткин на заседании правления своей службы в декабре. В этой формулировке и содержится официальное объяснение, почему тариф на отопление для калининградцев внезапно и внепланово повысился на 5 дней ушедшего года. Ключевой же экономический смысл, очевидно, заключается не в этих 5 днях, а в оставшемся первом полугодии.

В ближайшие два года жителям областного центра придется из своего кармана оплачивать цену этой ошибки, рассчитываясь с КТС по тарифу, который стабильно будет расти раз в год. Или чаще — если руководство «Калининградтеплосети» продолжит в суде или через федеральный центр оспаривать тарифы, которые назначались областными властями.

А уже сейчас у КТС есть решение Федеральной службы по тарифам, которое признаёт, что и в 2014 году область некорректно рассчитала «экономически обоснованный тариф». При этом плановый тариф, при котором одновременно будут учтены все экономически обоснованные затраты, в том числе и за прошлые годы, специалисты КТС рассчитали на уровне 4,9 тыс. руб. В руководстве предприятия, правда, утверждают, что КТС и не претендует на установление тарифной ставки на этом уровне. Недоучтенные в тарифе суммы могли быть предоставлены и предоставляются в настоящее время в виде субсидий. Такая практика применяется в значительной части областей РФ. При корректном учёте полезного отпуска и прочих экономически обоснованных величин был бы достаточен тариф, равный 2,4 тыс. руб. Продажи тепла именно по такой цене смогли бы обеспечить бездотационное существование системы теплосетей.


Повесть об убытках «Теплосети»

О плачевном финансовом состоянии одного из ключевых муниципальных предприятий коммунального сектора — МП «Калининградтеплосеть» — неоднократно писала газета «Дворник» (см., например, «С протянутой рукой»). В конце 2015 года КТС получила вливания и из областного, и из муниципального бюджета. Но, как утверждает заместитель директора предприятия по экономике и финансам Наталья Иванова, эти субсидии не способны исправить ситуацию системного кризиса, в котором ресурсоснабжающие муниципальные предприятия оказались с 2012 года.

«Это был 2012 год, и была политика сдерживания тарифов. До этого времени затраты предприятия и тариф росли примерно пропорционально, ресурсоснабжающие организации могли функционировать на грани рентабельности. 
Но в 2012 году региональная служба по тарифам взяла и сбросила тариф на 3 %. Потом региональная служба по тарифам снова вернулась к схеме сбалансированного тарифообразования (при которой рост тарифа на тепло балансируется с ростом составляющих тарифа: газ, мазут, покупное тепло от ТЭЦ-2 и КГК), однако с этого времени ресурсоснабжающая организация стабильно имеет порядка 300 млн руб. в год убытка от реализации тепловой энергии, то есть мы попали в вечные убытки. Мы очень признательны региональному правительству за понимание того, что произошёл системный сбой. К сожалению, отдельные субсидии ситуацию принципиально не поправят: в этом году компенсируются убытки, в следующем они образуются вновь. Уйти от этого можно только при помощи увеличения тарифа в размере, большем, чем рост составляющих тарифа, чтобы выровнять эту ситуацию, либо реализацией эффективных инвестиционных проектов, что в настоящее время и реализовывается с помощью регионального правительства», — говорит Иванова. Причины роста расходов предприятия достаточно очевидны: инфляция, подорожание газа и мазута, а кроме того, более быстрый рост тарифа для теплоисточников, у которых КТС закупает тепло для снабжения отдельных районов. Мёртвым грузом висят обязательства по кредитам Европейскому банку реконструкции и развития и другие долги.

Одновременно с этим объёмы реализации тепловой энергии падают. Практически все новостройки оснащаются автономной системой теплоснабжения, что не прибавляет числа потребителей. Со своей стороны и горожане, заботясь об экономии, устанавливали по возможности индивидуальные приборы учета, которые реально начинают экономить тепловую энергию. Как отмечают в КТС, в значительной степени на уменьшение полезного отпуска влияет изменившаяся за последние годы климатология. Средняя температура отопительного периода в области повысилась на 1,5 градуса. Компенсацию от этих ударов предприятие частично переносит на общий тариф. Итоговые цифры в квитанциях для людей получаются пугающими. А совокупный рост тарифа только на тепло по году для потребителей КТС оказывается выше рекомендованного федеральным центром. Согласно распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева, средняя величина изменения платы, вносимой жителями области за «коммуналку» в 2015–2016 годах не должна была превышать 4 %. Но, как выясняется, 16 декабря городской совет депутатов утвердил для Калининграда эту величину на другом уровне.

«В соответствии с решением городского совета депутатов Калининграда индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Калининграда увеличен до 12,5 %. Депутаты сочли необходимым и возможным увеличить уровень платы граждан», — сообщил на заседании правления областной службы по тарифам Кирилл Юткин. Отметим, что в тексте самого решения конкретные цифры не указаны.

«Да, мы в курсе этого увеличения. Тарифы для населения будут расти. Но надо же уже привести в порядок состояние теплосетей, чтобы мы не субсидировали их в колоссальном объёме из бюджета», — прокомментировал эту информацию глава города Александр Ярошук.

Интересно, что ситуация с повышением допустимого предела красноречиво говорит о том, насколько была недооценена «независимыми экспертами» тарифная история в области. В 2012 году они давали однозначный прогноз: тарифное бремя на население в 2015 году составит всего 5 %.

Системные убытки сложились на КТС со времени решений, принятых ещё предыдущим руководителем службы по тарифам — Натальей Андреевой. Она в своих интервью довольно открыто отказывала «финансовому менеджменту ''Теплосетей''» в компетентности в вопросах ценообразования.


Оплатите дни без отопления

Ещё одним малоприятным сюрпризом для жителей областного центра станет необходимость доплатить КТС за отопление в апреле и октябре 2015 года. Все мы помним, что фактическое начало отопительного сезона в Калининграде обычно сильно отстаёт и от 1 октября, и от дней, когда в квартире наступает «собачий холод», а батареи не подают признаков жизни. Судя по обращениям граждан на горячую линию газеты «Дворник», в отдельные квартиры тепло пришло только в ноябре. 
Здесь есть, конечно, и вина управляющих компаний, не занимающихся своевременно обслуживанием внутридомовых сетей. Несмотря на эти частности, МП «Калининградтеплосеть» через другое МП «Симплекс» разослала квитанции всем, кто не пользуется индивидуальными и общедомовыми приборами учёта, в одинаковом порядке.

Объясняя причину возникновения этих «долгов» за дни, когда отопления не было фактически, администрация Калининграда снова ссылается на федеральный центр.

«Данное решение принято МП ''Калининградтеплосеть'' в соответствии с анализом действующего законодательства после поступивших разъяснений по данному вопросу из Министерства строительства и жилищно-коммунальное хозяйства Российской Федерации (от 23.11.2015 №38988-ог/04), согласно которым расчёт размера платы за коммунальную услугу отопления должен производится за полный календарный месяц исходя из действующего норматива и не предусматривает возможность расчёта исходя из фактической продолжительности предоставления коммунального ресурса в разбивке по дням, за неполные месяцы отопительного периода», — сообщили журналистам RUGRAD.EU в администрации областного центра.

Отметим, что до января 2016 года в Калининграде всё-таки действовала практика начисления пропорциональной платы в первый и последний календарный месяц отопительного сезона. На фоне общей дороговизны этой услуги такая практика выглядела на редкость адекватной. Социальный эффект от нового решения КТС - явно отрицательный. Ссылка на разъяснение министерства ЖКХ явно не придаёт новым квитанциям вида справедливых. «Доначисления в январе 2016 года осуществлены отдельным платёжным документом с предоставлением потребителям рассрочки платежа на 3 месяца, т. е. периода, в течение которого данный платёж не будет считаться просроченной задолженностью в целях исключения возможного приостановления предоставления субсидий малоимущим гражданам», — замечают в горадминистрации.

 

История продолжается

Когда представители местной или областной власти в публичных заявлениях пытаются выявить хоть какую-то каплю позитива, комментируя рост тарифов, они обычно ссылаются на две вещи. Во-первых, калининградцы платят за тепло ещё не так и много в сравнении с жителями Славска, где с прошлого года действует тариф 2628 рублей за Гкал. Во-вторых, рост тарифов должен когда-то закончиться. Но не факт, что терпение у потребителей не закончится раньше. В конечном счете очень сложно объяснить, как все многочисленные программы по модернизации теплосетей, энергоэффективности и установке приборов учета, которые по идее, должны были привести к снижению платы каждого отдельного сознательного горожанина, не показывают должного эффекта на фоне продолжающегося роста стоимости газа, мазута, угля, растущей инфляции и платы за коммунальные услуги.


Источник: http://rugrad.eu