Накануне губернатор Калининградской области Николай Цуканов ввёл обещанный мораторий на применение повышающих коэффициентов при расчёте платы за тепло. О том, что это за мораторий, на что он распространяется и почему в нём возникла необходимость, Клопс.Ru  рассказал зампред регионального правительства Максим Федосеев.
 
— Скажите, пожалуйста, как вообще возникла идея моратория на применения повышающего коэффициента на тепло?
 
— Как это обычно бывает, подобные идеи подсказывает сама жизнь. Согласно федеральному законодательству собственники жилья должны были установить общедомовые приборы учёта тепла в домах, в которых есть такая технологическая возможность, до 1 июля 2012 года. К сожалению, не все граждане подошли осознанно и ответственно к этому вопросу, поэтому значительная часть жилфонда осталась без счётчиков. Такая ситуация была вполне прогнозируема. На этот случай законодатель предусмотрел запасной вариант, суть которого состоит в том, что если граждане не установили общедомовые приборы учёта тепла, то в срок до 1 июля 2013 года это обязана была сделать ресурсоснабжающая организация.
 
Но, как мы видим, не все коммунальные предприятия проявили большую сознательность, чем собственники. Например, в Калининграде по состоянию на конец 2015 – начало 2016 года порядка 500 домов оказались либо без приборов учёта, либо установленные в них счётчики "Калининградтеплосеть" отказалась принять в эксплуатацию. Между тем, времени у предприятия и комитета городского хозяйства на проведение работы с собственниками, поиск кредитных средств на установку счётчиков было достаточно.
 
О том, что необходимо устанавливать приборы учёта, никто ни в горадминистрации, ни на предприятии не вспоминал, пока в соответствии с федеральным законодательством гражданам, жильё которых находится в домах, где счётчик установить можно, но этого не было сделано, или прибор не принят в эксплуатацию, не начали начислять плату за тепло с повышающим коэффициентом. А между тем, в Калининградской области в рамках региональной программы капремонта отдельно выделялись средства на установку приборов учёта потребления коммунальных ресурсов, и многие муниципалитеты воспользовались этой помощью.
 
В итоге возникла неоднозначная ситуация, когда из-за того, что местные власти не организовали работу по установке общедомовых приборов учёта, в проигрыше оказались собственники. Учитывая непростую экономическую ситуацию, применение повышающего коэффициента привело бы только к росту социального напряжения. Поэтому правительство Калининградской области и лично губернатор Николай Цуканов были вынуждены вмешаться, чтобы чем-то сбалансировать нерасторопность городских властей. Тем не менее, подчеркну, что губернаторский мораторий – это не повод расслабляться, а предоставленный гражданам и местным властям последний шанс завершить оснащение жилого фонда общедомовыми приборами учёта тепла, как того требует Жилищный кодекс.
 
— Но та же "Калининградтеплосеть" заявляет, что виноваты граждане и управляющие компании, которые, якобы, должны были давным-давно всё сделать сами. Вроде даже суды сейчас ведутся, и они становятся на сторону муниципального предприятия.
 
— Эта не та ситуация, в которой нужно искать виноватых и перекладывать ответственность друг на друга. Действительно, граждане должны были оприборить свои дома. Но и ресурсоснабжающие организации никто не освобождал от ответственности. В чём тогда роль теплоснабжающих предприятий, которые, пожалуй, даже в большей степени должны беспокоиться об энергосбережении отпускаемого ими ресурса? А ведь установка приборов учёта – это часть государственной политики, направленной на повышение энергоэффективности. И даже "Калининградтеплосеть" в своё время сделала какие-то шаги в сторону исполнения федерального законодательства. По итогам конкурсных процедур был выбран генподрядчик, который успел оприборить многие дома. Но что-то пошло не так, и предприятие, почему-то, отказалось принимать установленные по его же заданию счётчики.
 
Как вы знаете, даже глава Калининграда признал, что что-то было сделано не так или несвоевременно. Это очень важный и положительный шаг, так как проблемы можно решать, только признав факт их наличия. Как раз для этого и была дана отсрочка, чтобы успеть всё сделать по уму. Мы со своей стороны готовы оказывать поддержку и открыты к диалогу.
 
— Почему решение о моратории принималось так долго? Поручение продумать механизмы его внедрения было дано в конце февраля….
 
— Чтобы обосновать введение моратория, мы запросили необходимую информацию у муниципальных образований. Практически все откликнулись сразу и оперативно предоставили данные. Но, к сожалению, Калининград тянул до последнего – аж до 18 мая, из-за чего мораторий был принят не так быстро, как нам бы того хотелось.
 
— Как долго продлится мораторий?
 
— В настоящий момент ничто не мешает успеть оприборить оставшийся жилфонд, где имеется техническая возможность установить счётчики, к следующему отопительному сезону. Поэтому планируется, что мораторий продлится до осени текущего 2016 года.
 
— А где теплоснабжающие предприятия возьмут средства на оприборивание домов?
 
- Если собственники не установили общедомовой прибор учёта самостоятельно, то согласно Жилищному кодексу теплоснабжающие организации должны сделать это за средства граждан, предоставив им рассрочку на пять лет. Понятно, что такие деньги невозможно дать взаймы собственникам, да ещё на такой немалый срок. Как правило, в таких случаях привлекаются кредитные средства. Обслуживание данных кредитов закладывается в стоимость установки счётчиков и включается в квитанцию гражданам. К сожалению, от этого никуда не деться. Однако если собственники не согласны обслуживать банковский кредит, то, повторюсь, они могут принять решение сделать всё сразу самостоятельно.


Источник: https://klops.ru